Материалы итоговой коллегии министерства, состоявшейся 18 марта 2016 года

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2015 ГОД И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич! Уважаемые члены коллегии, приглашенные!

Для нашей отрасли 2015 год – стал годом преобразований и структурных изменений в сфере социальной поддержки и социального обслуживания, связанных с вступлением в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Федеральным законом определены новые функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

В целях его исполнения законом Самарской области[1] осуществлен возврат полномочий, касающихся реализации мер социальной поддержки и социального обслуживания, которые ранее исполнялись органами местного самоуправления. Проведена оптимизация схемы управления и деятельности сети действующих учреждений. Эти преобразования потребовали четкого взаимодействия с главами муниципальных образований, позволившего выработать конструктивные решения по всем возникшим вопросам.

В рамках предельной штатной численности министерства созданы территориальные подразделения министерства по окружному принципу (всего 9 округов). Реализация отдельных государственных полномочий по социальной поддержке возложены на 9 вновь образованных государственных казенных учреждений. Необходимо отметить, что возврат полномочий не потребовал выделения дополнительных средств областного бюджета.

В 2016 году преобразования продолжатся. Планируется осуществление оптимизации сети учреждений социального обслуживания - из 261 действующего в 2015 году государственного и муниципального учреждения после реорганизации предполагается работа 124 государственных учреждений.

Безусловно, основным условием всех изменений является сохранение объема и степени доступности предоставления социальных услуг для населения. Так, по итогам работы 2015 года, 94 территориальных комиссии признали нуждающимися в социальном обслуживании более 10 тыс. человек. Разработаны более 86 тыс. индивидуальных программ предоставления социальных услуг, в том числе 76 тыс. программ для граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании до 01.01.2015.

Министерством проведена работа по формированию Реестра поставщиков социальных услуг региона. Если в Реестр 2015 года входили только государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, то в 2016 году из 207 организаций отмечены и 3 общественные организации.

Основной приоритетной задачей органов государственной власти является улучшение демографической ситуации. С ростом населения связывают и экономический, и экологический и социальный потенциал, а также в целом перспективы развития региона. Поэтому значительные усилия министерства в 2015 году были сосредоточены на выполнении поручений, содержащихся в «майских» указах Президента Российской Федерации.

В Самарской области продолжается тенденция в постепенному увеличению численности родившихся. Уже второй год подряд в регионе рождается свыше 40 тыс. детей. За 2015 год родилась 41,0 тыс. детей. Это соответствует уровню 89-90 годов. За 40 лет наибольшее количество рождений (более 52 тысяч) зарегистрировано в 1986 году. Наименьшее – 24 700 детей – в 1999 году.

Основной целевой показатель Указа Президента России – суммарный коэффициент рождаемости ежегодно увеличивается. У нас этот показатель традиционно несколько ниже общероссийского, но начиная с 2000 года, имеется тенденция к росту. В 2015 году он составил 1,708 (предварительные данные) – максимальное значение за последние 20 лет (2014 год - по области 1,647, в городской местности– 1,547, а в сельской местности – 2,130!). В соответствии с Указом целевой показатель к 2018 году должен составить 1,753.

По предварительным данным численность постоянного населения Самарской области уменьшилась за 2015 год на 6,8 тыс. человек и составила 3 205 858 человек. Одним из факторов, влияющим на снижение численности населения, является миграция населения. В 2015 году зафиксирована миграционная убыль около 2000 человек. Это произошло в результате сокращения числа прибывших на 5,7 % и увеличения числа выбывших на 6,8%.

Основной же причиной сокращения численности населения в регионе остается устойчивая естественная убыль населения, наблюдающаяся в области с 1991 года. Величина естественной убыли ежегодно снижается, и в 2015 году она составила 4687 человек, в 2014 году – 5556 человек. Сокращение величины естественной убыли населения в Самарской области обусловлено увеличением количества родившихся и уменьшением количества умерших.

В целом по региону прирост рождаемости в 2015 году в сравнении с 2014 годом составил 1,6%. Наибольший прирост - более 5% - наблюдался в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани. Стоит отметить, что во всех муниципальных образованиях наблюдается снижение количества родившихся. Наибольшее снижение рождаемости (более 20%) – Елховском, Камышлинском, Кинельском, Клявлинском, Красноармейском, Сызранском, Шигонском районах. Главам муниципальных районов прошу обратить на это особое внимание, провести анализ причин и принять необходимые меры по решению проблемы.

Данный факт отразился соответствующим образом на уменьшении количества муниципальных образований с естественным приростом. Если в 2014 году естественный прирост был в 6 муниципальных образованиях, то в 2015 году только в городском округе Тольятти и Большечерниговском районе.

Сейчас одной из причин увеличения рождаемости в Самарской области остается относительно большое число женщин репродуктивного возраста, рождённых в 80-ые годы. Но в скором времени они осуществят свои репродуктивные планы, а в период активного репродуктивного поведения уже вступило малочисленное поколение молодёжи, рождённой в 90-ые и в начале двухтысячных. Следовательно, в ближайшие годы возможен закономерный спад рождаемости. Поэтому необходимо безотлагательно принимать меры для стимулирования рождаемости.

Уже третий год в Самарской области рост рождаемости связан с увеличением рождаемости вторых, третьих и последующих детей. За 2015 год вторыми и последующими было рождено 23395 детей, что на 1 659 человека больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем число детей, рожденных первыми, наоборот, сократилось на 1008 человек (2015 год – 17578 человек, 2014 год – 18586 человек). Это ещё раз подтверждает, что женщин репродуктивного возраста становится меньше. Но есть и еще одна причина –откладывание рождения первого ребенка и ежегодное увеличение среднего возраста матери при рождении ребенка. Если в 1995 году он составлял 24,81 года, в 2005 году – 26,45 лет, то сейчас – 28,31 лет.

В Самарской области реализуется комплексный межведомственный план направленный на стимулирование рождаемости.

Немаловажную роль в увеличении рождаемости играют меры социальной поддержки. Эта работа находится под особым контролем Президента Российской Федерации, Губернатора Самарской области. В регионе семьям с детьми производится выплата 28 видов пособий, доплат к ним и компенсаций, которыми охвачено более 200 тысяч семей. Из бюджетов всех уровней в 2015 году направлено 4,3 млрд. рублей (2014 – 3,7). В 2016 году планируется – 5,1 млрд. рублей.

Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране отдельные социальные выплаты, производимые из средств федерального бюджета, такие как, пособия гражданам, имеющим детей (единовременное пособие на рождение, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособия женам военнослужащих), с 1 января 2015 года проиндексированы на коэффициент 5,5 %.

Кроме того, в 2015 году повышен размер ежемесячной выплаты на третьего и последующего ребенка до 7877 руб. (в 2014 году – 7492 руб.). В 2016 году размер выплаты составил 9121 руб.

Среди мер социальной поддержки семей с детьми, особое место занимает помощь на основе социального контракта. В 2015 году с гражданами заключено 1753 контракта на сумму 55 639,0 тыс. рублей, из них 1638 контрактов с семьями, имеющими детей. При этом многодетные семьи составляют 23% от общей численности получателей. Средний размер выплаты по контракту составил 31 747 рублей. Реализация мероприятий социального контракта позволяет повысить среднедушевой доход (от 100 до 1700 рублей) и качество жизни членов обратившихся за социальной поддержкой семей.

Наибольшее количество социальных контрактов заключено в ЦСО Похвистневского, Большечерниговского, Приволжского районов, в Октябрьске, Сызрани. В Самаре лучшие показатели по-прежнему отмечены в ЦСО Кировского района. Усилить работу необходимо в Отрадном, Автозаводском и Комсомольском районах Тольятти, Промышленном, Ленинском и Самарском районах Самары.

Одним из направлений работы по повышению рождаемости в регионе является взаимодействие с учреждениями здравоохранения по психологическому консультированию женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора. В результате совместной работы психологами центров социальной помощи семье и детям проконсультировано 2444 женщины, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, из них 63% - по письменному направлению учреждений здравоохранения. Отказались от намерения прервать беременность – 230 человек, что составило 9,5% (2014 – 9,9%, 2013 – 7,2%).

Анализ показал, что по итогам деятельности в 2015 году значительно сократилось количество центров «Семья», в которых не реализовано данное направление работы. Если по результатам 2014 года таких центров было 13, то по результатам 2015 года – только 5.

На протяжении последних пяти лет в регионе наблюдается позитивная тенденция к увеличению многодетных семей. Так в 2010 году было зарегистрировано 10 682 многодетные семьи. В 2015 – 20 263! Рост на 89,7 %.

Неоднозначной является сложившаяся семейно-брачная ситуация. По сравнению с 1989 годом, когда было зарегистрировано максимальное число браков (30 425 браков), число браков, заключенных в 2015 году продолжает уменьшаться (25 794 браков). В сравнении с 2014 годом число зарегистрированных браков снизилось на 7,5% (27 897 браков). Мы связываем эти процессы с уменьшением численности людей молодого возраста и с откладыванием создания семьи ближе к 30 годам.

Вместе с тем, в 2015 году впервые зарегистрировано значительное уменьшение количества разводов (14 224 разводов), что практически на 13,4% меньше чем в 2014 году (16 418 разводов).

Перед центрами «Семья» в 2015 году была поставлена задача совместно с образовательными учреждениями и ЗАГСами, организовать работу с молодёжью в целях формирования у молодых людей ответственного отношения к семье и браку, а также с парами, находящимися в предразводной ситуации.

В течение 2015 года специалистами центров социальной помощи семье и детям проконсультировано 370 пар, вступающих в брак; из них 57% - по направлению ЗАГСов.

Активизирована работа с семьями, находящимися в предразводной ситуации. За 2015 год проконсультировано 488 пар, сохранено 142 семьи (29%). Хочется отметить хорошие показатели специалистов центра социальной помощи семье и детям Кинель-Черкасского района, центры «Семья» Сызрани и Новокуйбышевска. Благодаря их усилиям удается сохранить семьи в 70% случаев. Вместе с тем, до настоящего времени не осуществляют эту работу учреждения м.р. Богатовский, Елховский, Камышлинский, Пестравский.

Остается актуальной проблема обеспечения жильём молодых семей в рамках подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё», которая осуществляется за счет трех источников финансирования (федеральный, областной, местный бюджеты). Общий объем средств в 2015 году составил 1 млрд 283 млн рублей. По объему федеральных средств, выделенных Самарской области на эти цели, в 2015 году регион занял 1-е место по Российской Федерации.

На 01.01.2016 года молодым семьям выдано 1921 свидетельство из 1923-х по плану или 99,9%. 1789 молодых семей уже улучшили свои жилищные условия. Оставшиеся молодые семьи планируют воспользоваться средствами социальной выплаты в течение срока действия свидетельства – 7 месяцев.

По результатам 2015 года хотелось бы отметить целенаправленную работу по освоению бюджетных средств г.о.Тольятти, г.о.Кинель, г.о.Отрадный, г.о.Октябрьск, г.о.Чапаевск, м.р.Богатовский, м.р.Нефтегорский, м.р.Кинельский, м.р.Кошкинский, м.р.Сызранский.

В 2015 году продолжилась работа по реализации мероприятий Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и новых требований, утвержденных Правительством Российской Федерации, направленных на реформирование учреждений интернатного типа и обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Самарской области постоянно снижается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 2012 году их число составляло – 11618 человек, то в 2015 году – 10550 человек.

Снижается и количество детей, у которых лишены родительских прав оба или единственный родитель с 612 чел. в 2012 году до 479 в 2015 году.

Необходимо отметить, что имеется ряд муниципальных образований, где в 2015 году не было детей, у которых лишены родительских прав оба или единственный родитель. Это муниципальные районы Кошкинский, Красноармейский, Пестравский, Хворостянский. А в муниципальном районе Исаклинский уже 6 лет не лишают родителей родительских прав.

Значительно снизилось число родителей, лишенных родительских прав в городских округах Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, муниципальном районе Нефтегорский. В тоже время увеличилось количество таких детей в муниципальных районах Безенчукский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Кинель-Черкасский, Сызранский.

За два года число детей, информация о которых содержится в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей сократилась почти в два раза (1336 чел. на 01.01. 2014 г., 790 чел. на 01.01.2016 г.)

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, составила в 2015 году 92,5% (2014 г. - 90,4%). По этому показателю мы входим в первую десятку по субъектам Российской Федерации.

Стабильным остается число детей, воспитывающихся в приемных семьях: в 2015 год – 3791 чел. , 2014 г. – 3783 чел., в 2013 г. – 3678 чел.

Последние два года стабильным остается количество усыновленных детей из приемных семей – 2015 год – 51 человек, 2014 год – 52 человека. Считаю, что именно усыновление должно быть приоритетом, особенно у детей до 10 лет! Наилучших результатов по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей добились службы семьи городских округов Самара, Тольятти, Сызрань, Жигулевск, муниципальных районов Кинельский, Хворостянский. Спасибо Вам, уважаемые коллеги, за работу!

В июне 2015 года в Самаре прошел III Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На съезде обсуждались пути реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные постановлением Правительством Российской «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Специалисты отметили, что имеется разрыв между возможностями действующей интернатной системы и требованиями к реализации прав каждого ребенка.

Основная задача реформирования – уменьшить число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в учреждениях, и максимальное число детей сохранить в кровных семьях или замещающих семьях

В 2015 году министерством проводились мероприятия по реформированию 6 детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые с 01.01.2016 года преобразованы из образовательных в социальные учреждения - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

В 2015 году уменьшилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных органами опеки и попечительства в детские дома: в 2015 году - 57, 2014 – 84, в 2013 году - 96 детей.

Работа, проводимая министерством и органами опеки и попечительства по устройству воспитанников детских домов на воспитание в замещающие семьи позволила снизить число воспитанников детских домов с 658 чел. в 2013 году до 333 чел. в настоящее время.

В 2015 году из детских домов в замещающие семьи было передано 78 воспитанников, 2014 году - 95 воспитанников, 2013 году - 70 воспитанников.

Социальная реабилитация, подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и к жизни в семье более успешна при включении в неё социальных партнеров. С целью оказании помощи в социальной адаптации, бытовом устройстве, получении дополнительного образования воспитанникам детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области при координации заместителя председателя Правительства Самарской области А.Б.Фетисова проводится работа по развитию института наставничества социально активных граждан, организаций над воспитанниками детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Член Общественного Совета при Уполномоченном по правам человека в Самарской области Хугаев Ростислав Ерастович стал наставником пяти воспитанников Сызранского детского дома. Ассоциация «Саморегулируемая организация «Самарская гильдия строителей» осуществляет кураторство над всеми воспитанниками детского дома № 1 г.о.Самара.

В 2016 году пройдет перевод в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних, в соответствии с принятой схемой оптимизации данных учреждений.

Основная задача для органов опеки и попечительства, территориальных центров «Семья» в 2016 году: в рамках проводимой профилактики социального сиротства, снизить общую численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь подростков, старше 14 лет, направляемых под надзор в учреждения для детей-сирот.

В связи с важностью проблемы сокращения социального сиротства, можно порекомендовать главам органов местного самоуправления и комиссиям по делам несовершеннолетних держать на постоянном контроле:

своевременность вывода семей, нуждающихся в социальной поддержке из трудной жизненной ситуации;

обоснованность лишения родительских прав; направления выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признания нуждаемости их в обеспечении жилыми помещениями.

Решение поставленных задач по профилактике социального сиротства, реформированию учреждений для детей-сирот позволит большему числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей получить семейное воспитание, значительно сократить число воспитанников учреждений для детей-сирот, провести их оптимизацию. По результатам 2016 года в замещающих семьях должны воспитываться не менее 93 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ ряда показателей по регионам ПФО за 2015 год выявил, что наибольшее число семей, находящихся в социально опасном положении отмечается в Нижегородской области –4067 семей (7833 ребенка), Пермском крае – 3693 семьи (7093 ребенка). В Самарской области отмечается рост показателя с 2440 семей (3672 ребенка) до 3650 семей (6357 детей).

В тоже время Самарская область имеет значительную коечную мощность социально-реабилитационных центров и социальных приютов для несовершеннолетних – 762 (32 центра). Другие регионы с высоким показателем – Нижегородская область – 959, республика Башкортостан – 977.

И еще один показатель для сравнения – уровень детской безнадзорности. Его наибольшие значения отмечаются в Ульяновской области – 5,5%, республике Мордовия – 2,7%. В Самарской области он составляет 0,1% - самый низкий в ПФО.

В 2015 году большое внимание было уделено как со стороны министерства, так и со стороны органов местного самоуправления решению проблемы обеспечения жильем детей-сирот.

На 01.01.2015 в очереди на обеспечение жильём состояло 2000 детей-сирот, в том числе по судебным решениям 601 человек. В 2015 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот были предусмотрены областные и федеральные средства в сумме 519,2 млн. рублей на 473 детей-сирот. Фактически за счет средств 2015 года жилыми помещениями будет обеспечено 706 детей-сирот, в том числе 196 детей-сирот путем участия в долевом строительстве. Освоение бюджетных средств составило 100%.

Этому способствовало ряд мероприятий. Так, в сентябре 2015 года в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области» внесены изменения, позволяющие отдельным муниципальным образованиям приобретать жилые помещения путем участия в долевом строительстве и производить оплату по муниципальным контрактам в размере 100% (Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Красноярский район).

Учитывая необходимость исполнения судебных решений за счет перераспределения средств по другим направлениям расходов, 25.09.2015 принято постановление Правительства Самарской области, в соответствии с которым из областного бюджета 25 муниципальным образованиям дополнительно предоставлены 256,4 млн. рублей на обеспечение жильем ещё 233 детей-сирот.

На 01.01.2016 в очереди на обеспечение жилыми помещениями состоит 4125 детей-сирот, из них подлежит обеспечению жильем 2 363 детей-сирот, в том числе на основании судебных решений - 782 человека. Очередь детей-сирот постоянно увеличивается, на её закрытие необходимо более 4,6 млрд. рублей. На 2016 год предусмотрено 502,6 млн. рублей (из них 78,1 средства федерального бюджета), на обеспечение жилыми помещениями 445 детей-сирот.

В целях выполнения государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот министерство в дальнейшем будет проводить активную работу по обеспечению жильем детей – сирот, в том числе по привлечению средств из федерального бюджета. И считаем это направление приоритетным.

Существенная роль в профилактике семейного неблагополучия и детской безнадзорности отведено организации детской оздоровительной кампании. Особо это важно для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В прошедшем году за счет средств областного бюджета оздоровлено 43 122 ребенка (в 2014 г. – 45 842, в 2013 г. – 47 692,), в том числе 14 262 ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в прошлом году на Черноморском побережье за счет средств областного бюджета оздоровлено 874 ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

В практику работы введены рабочие встречи с участием заместителей глав городских округов и муниципальных районов Самарской области, собственников и руководителей детских оздоровительных лагерей, что позволяет до начала летнего оздоровительного сезона выявлять и совместно решать проблемные вопросы, касающиеся организации отдыха и оздоровления детей, а также подготовки объектов отдыха к приему детей.

В 2015 году завершила своё действие программа «Развитие системы отдыха и оздоровления детей» (на 2012 – 2015 годы), мероприятия которой преимущественно направлены на укрепление материально-технической базы оздоровительных лагерей. За период реализации программы мероприятия по капитальному ремонту проведены в 30 детских оздоровительных лагерях, что позволило привести медицинские пункты детских лагерей в соответствие санитарным требованиям, в том числе обеспечив возможность лицензирования медицинской деятельности. В 31 детский оздоровительный лагерь приобретены различные виды оборудования.

В связи с большой потребностью и состоянием инфраструктуры объектов детского отдыха, большинство из которых были построены и введены в эксплуатацию в 60 – 70 годы прошлого столетия, Правительством Самарской области принято решение о продлении Программы на период 2016-2018 годов с ежегодным финансированием около 35 000 тыс. рублей.

Возвращаясь к анализу демографической ситуации, необходимо оценить вопросы продолжительности жизни и продолжающиеся тенденции к увеличению в структуре населения доли пожилых людей.

Одно из основных направлений государственной политики, нашедшее отражение и в Указе Президента РФ № 606 - увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в стране до 74 лет (в области отмечается рост с 64,5 лет в 2000 году, до 70,35 лет в 2015 году). Однако в ПФО по этому показателю мы находимся на 9 месте (в 2014 году -11 место), где в среднем этот показатель в 2015 году равен 70,71 года, а по РФ – 71,39 года.

Численность людей пожилого возраста в Самарской области составляет 828,4 тыс.человек (2014 год - 812,9 тысяч человек). Большее количество пожилых людей проживает в Нижегородской области (1049,8 тысячи), республики Башкортостан (903,8 тысяч).

В Самарской области, отмечается неуклонное уменьшение лиц трудоспособного возраста и увеличение доли лиц старше трудового возраста. По сравнению с началом 2000 года отмечается рост с 21 до 26%.

Отслеженные тенденции обуславливают необходимость выработки новой политики в отношении пожилых людей с учетом их потребностей, в том числе в различных видах социальных услуг и соответствующего уровня защищенности.

Правительством Российской Федерации в феврале этого года утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Ключевыми целями Стратегии являются устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни пожилых, стимулирование их активного долголетия. Эта стратегия, которую нам предстоит реализовывать совместно с различными министерствами и ведомствами.

В Самарской области проживает 240,3 тысяч инвалидов. Это значительно меньше, чем в Нижегородской области (310,3 тысячи), республике Башкортостан (293,67 тысяч). Вместе с тем, за последние годы отмечается тенденция к снижению количества инвалидов.

Численность детей-инвалидов в регионе также имеет тенденцию к снижению и составляет 9 296 человек (2014 год -9499). Это меньше, чем в республике Башкортостан (13,7 тысяч), но на уровне показателей Пермского края (9,5 тысяч), Нижегородской области (9,4 тысяч).

Все перечисленные категории граждан имеют высокий риск оказаться в трудной жизненной ситуации, поэтому требуется постоянный мониторинг за ситуацией по организации социальных выплат ветеранам, инвалидам и пожилым гражданам Самарской области.

В период экономического кризиса особенно важно очень взвешенно относиться к расходованию бюджетных средств. Нельзя допустить обнищания людей, которые по объективным причинам не способны преодолеть бедность. Мы привыкли за последнее десятилетие иметь выплаты в большей степени имеющие не экономический эффект, а социальный! Значительный процент наших глубокоуважаемых земляков получают выплаты за безусловные заслуги, имея при этом самодостаточные доходы и пенсии. В то же время есть люди, которые живут от выплаты до выплаты и для них каждая копейка дорога! Это очень деликатная тема! Мы не имеем право обидеть заслуженных людей, но не имеем права и оставить без помощи остро нуждающихся!

В 2015 году ветеранам, инвалидам и пожилым гражданам предоставлялись 52 выплаты. Объем денежных средств на предоставление данных мер социальной поддержки составил 15,6 млрд. руб. (2014 год – 14,9 млрд. руб.).

Несмотря на экономический кризис, были сохранены все обязательства по социальной поддержке, а отдельным категориям граждан, проживающим в регионе, по инициативе Губернатора Самарской области введены две новые уникальные меры социальной поддержки (на слайде)

Во исполнение Посланий Президента Российской Федерации, Губернатора Самарской области и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года министерством проводится работа, направленная на повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем перехода от категориального принципа к принципу нуждаемости.

Основная часть социальных выплат (108) предоставляется по категориальному принципу, 17 предоставляются с учетом нуждаемости (все из областного бюджета), их объем составляет около 28 % в общей сумме выплат из областного бюджета. Принимаемые в последнее время новые расходные обязательства имеют в основном адресную направленность.

В 2016 году предстоит большая работа по реформированию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с новыми положениями федерального законодательства необходимо перейти от ежемесячной денежной выплаты к предоставлению компенсации, которая должна рассчитываться ежемесячно от фактических затрат за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Такой переход затронет интересы более 550 тысяч федеральных и региональных льготополучателей.

Работа начата в 2015 году и активно продолжается сейчас. Отрабатываются вопросы информационного взаимодействия между ресурсо-снабжающими организациями, поставщиками коммунальных услуг, органами социальной защиты населения, разрабатываются необходимые нормативные правовые акты.

В 2015 году продолжилась работа по оказанию бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан. За прошедший 2015 год в Госюрбюро за юридическая помощь обратилось 4496 человек.

Всего гражданам предоставлено 8306 услуг.

2015 год был ознаменован большим событием - 70-летием Великой Победы нашего народа. Для решения социально-бытовых проблем ветеранов Великой Отечественной войны министерством продолжалась работа по выявлению одиноких граждан из числа ветеранов и определение их потребности в социальных услугах. По итогам года выявлено 658 одиноких граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны. 816 ветеранов, в том числе и одиноких, принято на социальное обслуживание на дому.

С мая 2015 года для участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в области установлены дополнительные гарантии на бесплатное социальное обслуживание на дому. В течение года услуги на дому получили почти 10 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.

В рамках празднования 70-летия Победы Правительством Самарской области принято постановление об обеспечении санаторно-курортным лечением ветеранов Великой Отечественной войны. Благодаря этому решению, смог оздоровиться 851 ветеран.

Для оказания помощи гражданам пожилого возраста, ветеранам и инвалидам в течение 2014-2015 годов на территории Самарской области проведено 20 крупных добровольческих акций.

Приоритетной задачей является завершение работы по обеспечению жильём участников войны. В 2015 году было выделено из федерального бюджета 647,7 млн. рублей, что позволило обеспечить жильем 539 ветеранов. Всего Самарской области за 2008 - 2015 годы из федерального бюджета выделено 5,5 млрд. рублей, обеспечено жильем 4 967 ветеранов войны.

В настоящее время 250 ветеранов войны, вдов остаются в очереди на получение жилья, в том числе 10 инвалидов и 15 участников войны, которые должны быть обеспечены жильем в приоритетном порядке.

В 2016 году планируется выделение Самарской области 223,258 млн. рублей для обеспечения жильем 181 ветерана. В текущем году работа по обеспечению жильем ветеранов войны должна быть завершена, поэтому продолжается работа по привлечению дополнительных средств.

Для повышения качества жизни людей пожилого возраста и инвалидов очень значимым является оказание надомных социальных услуг. В течение 2015 года в центрах социального обслуживания услуги получили 306,3 тыс. человек, из них 59 629 тыс. человек – на дому.

В течение года центрами социального обслуживания оказано 18,4 млн. услуг (для сравнения в 2014 году - 17,9 млн. услуг).

Как и в прошлом году, направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателя услуг в привычной, благоприятной социальной среде приводит к тому, что при предоставлении надомного обслуживания наблюдается тенденция «утяжеления» состояния обслуживаемых людей (8-10 степени нуждаемости). Всё более востребованными становятся трудозатратные услуги по уходу.

Сравнительный анализ с регионами ПФО показывает, что показатель охвата граждан пожилого возраста и инвалидов всеми видами социального обслуживания на 10 тысяч пенсионеров (человек) в Самарской области остается высоким - 734 в сравнении с Саратовской (587,1), Кировской (396,4), Нижегородской областью (299) и республикой Башкортостан (389,9).

В целях повышения доступности и оказания неотложной социальной помощи гражданам в ЦСО функционируют 133 мобильные бригады, которые в 2015 году совершили 4491 выезд, 12 тыс. человек получили свыше 24 тысяч социальных услуг. Оснащение мобильных бригад проводится в рамках Социальной программы Самарской области, реализуемой Правительством Самарской области совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Существующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания Самарской области, которая включает 39 пансионатов (домов-интернатов) на 5132 места, не может в полном объеме обеспечить потребности населения в данном виде социальных услуг.

Обеспеченность населения стационарными учреждениями социального обслуживания составляет 16,8 койко-мест на 10 тыс. населения и является самым низким в ПФО.

В регионе существует острая потребность в увеличении мощности пансионатов психоневрологического профиля.

В 2015 году пересмотрены ранее действовавшие критерии оценки индивидуальной нуждаемости в стационарном социальном обслуживании. До 2015 года в стационарные учреждения направлялись лица с 4 по 10 степень индивидуальной нуждаемости, в настоящее время с 6 по 10 степень индивидуальной нуждаемости. Общая тенденция «утяжеления» обслуживаемых привела к востребованности социально-медицинских услуг отделений милосердия. Сейчас в пансионатах области действует 34 отделения милосердия на 1821 место.

Использование стационарозамещающих технологий и применение новых критериев оценки нуждаемости позволило сократить очередность на предоставление стационарного обслуживания с 767 до 647 чел.

Вместе с тем, очередность на стационарное обслуживание остается одной из самых высоких в ПФО.

В целях ликвидации очередности в стационарные учреждения психоневрологического профиля реализуются мероприятия Перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания Самарской области до 2020 года[2]. В 2015 году начаты проектно-изыскательские работы на строительство новых жилых корпусов на территории пяти действующих стационарных учреждений на общее количество 1330 мест.

Строительство объектов планируется завершить в 2018 году. Решить столь масштабную задачу крайне сложно без привлечения средств федерального бюджета. В 2016 году при наличии проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы планируется направить в Минтруд России на рассмотрение предложения по софинансированию строительства объектов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Здесь особую роль, конечно, имеет отлаженное взаимодействие с Минстроем!

Вместе с тем, в области развиваются альтернативные формы ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В целях снижения потребности в стационарном социальном обслуживании в двух ЦСО (Чапаевск, Новокуйбышевск) реализуется технология дневного пансиона («Дедсад»).

Одной из перспективных форм ухода является приемная семья. Возможность создания приемной семьи в 2015 году позволила избежать помещения в стационарные учреждения для 200 пожилых граждан и инвалидов. Из общего числа подопечных в приемных семьях 43% - одинокие пенсионеры, 40%– инвалиды, 17% – ветераны Великой Отечественной войны.

Наиболее активно данная форма социального обслуживания внедряется в Кинеле, Новокуйбышевске, Октябрьске, Кировском районе Самары, Центральном районе Тольятти, Большеглушицком, Камышлинском, Кошкинском, Приволжском и Сергиевском районах. Приемные семьи до сих пор не созданы в Отрадном и Промышленном районе Самары. Прошу уделить этому направлению особое внимание!

На протяжении пяти лет на территории Самарской области успешно осуществляется деятельность «Школ реабилитации и ухода». Ежегодно специалисты оказывают услуги для 28 тысяч человек. Межведомственное взаимодействие организованное между ЛПУ и ЦСО в рамках «Школ» позволяет своевременно выявлять лиц, нуждающихся в обучении навыкам ухода за тяжелобольным в домашних условиях. Наиболее активно в 2015 году сотрудничество осуществлялось на территориях муниципальных районов Богатовский, Приволжский, Кошкинский, Елховский, Кинельский, Нефтегорский, Сызранский, городских округов Жигулевск, Новокуйбышевск, Сызрань.

По-прежнему проблемной остается организация взаимодействия на территории г.о. Тольятти, при этом в Центральном и Комсомольском районах сотрудничество в 2015 году возобновилось, в Автозаводском районе взаимодействие отсутствует. Проблемы сотрудничества между ЛПУ и ЦСО отмечаются на территориях Отрадного, Красноглинского района Самары, м.р. Сергиевский, Исаклинский. В связи с этим прошу представителей министерства здравоохранения и заместителей глав муниципалитетов обратить внимание на развитие этого социально значимого направления совместной медико-социальной работы. Готовы в 2016 году отработать взаимодействие по оказанию помощи больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.

Значимую роль в снижении очередности в стационарные учреждения и в повышении качества жизни наших подопечных играют реабилитационные услуги. В 2015 году продолжалась работа 10 Центров реабилитации для инвалидов. За год проведено 7420 курсов реабилитации, оказано 42,8 тыс. срочных социально-адаптационных услуг. Реабилитационными услугами охвачено 10,96 тыс. инвалидов.

Реабилитационные услуги детям-инвалидам в регионе оказывают 13 реабилитационных центров и 7 отделений в составе комплексных центров, социально-реабилитационных центров. В 2015 году их общий коечный фонд составил 660 койко-мест.

Нужно отметить, что в 2015 году увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, прошедших курс комплексной реабилитации – 4917 детей (в 2014 году - 4819), в том числе 2018 детей-инвалидов (в 2014 году - 1665), что составляет 21,3% (в 2014 году - 14,6%) от общей численности детей-инвалидов Самарской области. Но считаю, что вопросы организации реабилитации детей-инвалидов, внедрение современных подходов должны стать приоритетными для нашего нового департамента по делам инвалидов. У нас мощная сеть центров, мы тратим значительные средства, а люди выбирают частные и полулегальные структуры, применяющие методики сомнительного качества с недоказанной эффективностью! Платят за это огромные деньги и постоянно обращаются за помощью в сборе этих средств!!!

Для организации выполнения в Самарской области Федерального закона в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»:

- принято 3 закона Самарской области, предусматривающих внесение изменений в законодательство в сферах транспорта, здравоохранения, культуры, туризма и других значимых областях;

- утверждена «Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Самарской области на 2015 – 2030 годы. В течение переходного периода планируется приспособить под нужды инвалидов 100 % приоритетных социально-значимых объектов. «Дорожные карты» приняты в каждом муниципальном образовании области;

- органами исполнительной власти и местного самоуправления утверждаются порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг;

- проведено обучение более 400 специалистов организаций, работающих с инвалидами по вопросам обеспечения доступности для них объектов и услуг.

Острой проблемой для Самарской области остается отсутствие доступной среды!!! В 2015 году продолжилась реализация мероприятий государственной программы «Доступная среда». Объем бюджетных ассигнований из областного бюджета на их реализацию составил 262,3 млн. рублей (в 2014 году – 452,5 млн. рублей). На софинансирование расходов по созданию доступной среды из федерального бюджета была получена субсидия в размере 71,0 млн. рублей (в 2014 году – 69,3 млн. рублей).

Всего в Самарской области с 2011 по 2015 годы оборудовано 873 приоритетных объекта (в 2015 году – 132, в 2014 - 117).

В декабре 2015 года внесены изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На органы исполнительной власти возложены полномочия по разработке планов реабилитационных мероприятий на основе выписок из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида. Министерством уже отработаны около 5 тысяч планов, организована работа по созданию соответствующего программного продукта. Нам предстоит большая и ответственная работа по данному направлению!

Неотъемлемой частью создания универсальной среды для инвалидов является обеспечение техническими средствами реабилитации. На реализацию федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации области из средств федерального бюджета было выделено более 701,1 млн. руб., в том числе 118 млн. руб. – дополнительно привлеченных средств по заявкам области (в 2014 году – 64 млн.рублей). Рост привлеченных в регион федеральных средств на указанные цели составил 54,6%.

Всего в 2015 году техническими средствами реабилитации обеспечено 86 666 льготополучателей (на 44,2% больше, чем в 2014 году; в 2014 году – 38 269 инвалидов). Однако потребность в ТСР остается высокой.

Хотелось бы отметить, что благодаря работе созданного на базе учреждений социального обслуживания 51 пункта проката технических средств реабилитации (47 в ЦСО и 4 в РЦ), ежегодно более 5 тысяч человек за счет средств областного бюджета могут получить ТСР во временное пользование по «социальным тарифам». Это позволяет значительно снизить социальную напряженность в регионе связанную с периодом ожидания выдачи ТСР.

Крайне востребованными также остаются услуги по оздоровлению пожилых граждан и инвалидов, обеспечению санаторно-курортными путевками. В 2015 году на указанные цели предоставлена субвенция в размере 122,1 млн.рублей, из них дополнительно – 7,3 млн.рублей.

Обеспечено санаторно-курортным лечением 5079 человек, бесплатным проездом к месту лечения 3551 человек.

В 2015 году Общественным советом при министерстве проводилась независимая оценка качества оказания услуг в организациях социального обслуживания. Этому направлению работы уделяется повышенное внимание Президентом Российской Федерации. Качество услуг оценено в 54 учреждениях. Утвержденные Общественным советом рейтинги и предложения стали основой для реализации организационных мер по повышению качества оказания социальных услуг в подведомственных учреждениях в текущем году.

Для безопасной жизнедеятельности учреждений продолжается работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности зданий учреждений подведомственных министерству.

В целях обеспечения бесперебойной работы в осенне-зимний период 2015-2016 году в 12 учреждениях, преимущественно с круглосуточным пребыванием людей, выполнены первоочередные меры по ремонту жизнеобеспечивающих систем.

Ряд социально значимых мероприятий в 2015 году прошел при софинансировании Пенсионным фондом в рамках Социальной программы, в том числе выполнен капитальный ремонт в 8 стационарных учреждениях, строительство пищеблока в «Высокинском пансионате для инвалидов», приобретены технологическое оборудование и предметы длительного пользования для 16 стационарных учреждений, транспорт для мобильных бригад для 17 нестационарных учреждений.

Прошли обучение компьютерной грамотности 5356 неработающих пенсионеров Самарской области. Огромная благодарность представителям Пенсионного фонда за четкое взаимодействие и поддержку!

Разносторонность и острота социальных проблем, которые приходится решать системе социальной защиты населения Самарской области, придают особую актуальность вопросам информатизации деятельности в учреждениях соцзащиты. В 2015 году продолжились работы по развитию и модернизации корпоративной информационной системы министерства.

Для реализации Федерального закона № 442-ФЗ модернизирована государственная информационная система (ГИС) Самарской области «Социальное обслуживание граждан» в части формирования и ведения «Реестра поставщиков социальных услуг» и «Регистра получателей социальных услуг»

Продолжена работа по развитию ГИС «Назначение мер социальной поддержки», в том числе в части интеграции с информационными системами Минтруда РФ и Единой унифицированной программной платформы Федеральной службы по труду и занятости для осуществления федеральных компенсационных выплат.

Продолжены работы по модернизации и актуализации разделов Социального портала. Количество обращений к порталу в сравнении с 2014 годом выросло на 13% и составляет в среднем более 200 тысяч в месяц.

В 2015 году начала работу автоматизированная информационная система «Формирование и управление электронными очередями Самарской области», с использованием которой сформированы очереди для обеспечения жильем «молодых семей», участников Великой Отечественной войны, работников бюджетной сферы. Специалистов муниципальных образований приглашаем активнее работать в новой информационной системе.

В 2015 году продолжалась работа по внедрению системы автоматизированного межведомственного взаимодействия.

В работу учреждений социальной защиты населения, семьи и детства внедрено программное обеспечение, позволяющее не только регистрировать заявления, направлять в электронном виде результаты предоставления услуг, но и формировать статистическую отчетность. Данный мониторинг показал увеличение в 2015 году количества государственных услуг, в сравнении с 2014 годом на 29,5%.

Проведенный в 2015 году ведомственный мониторинг трех государственных услуг, несмотря на достаточно высокий уровень оценки населением качества оказания услуг (в среднем 93%), выявил проблемы, связанные с качеством организации приема населения и графиком работы учреждений. Обращаю на это внимание всех руководителей!!!

В связи с принятием в 2015 году мэрией г.о. Тольятти нормативного акта, предоставляющего жителям Тольятти право бесплатного проезда на дачных маршрутах по социальной карте, значительно увеличилась выдача социальных карт жителя Самарской области и составила 45,5 тысяч штук. В условиях ограниченного финансирования из областного бюджета мероприятий по развитию системы социальных карт прошу рассмотреть возможность привлечения на эти цели средства местных бюджетов и других источников.

Огромная ответственность возложена на наше министерство по финансовому обеспечению отрасли. В целом на 2015 год министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области Законом Самарской области «Об областном бюджете» были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 31,1 млрд. рублей, из них средств областного бюджета – 24,1 млрд. рублей; средств федерального бюджета – 7,0 млрд. рублей. Исполнение за 2015 год составило 99 % от плановых назначений.

Всего за счет средств областного и федерального бюджета министерством реализовывалось 4 государственных программы Самарской области, по двум из которых, министерство является ответственным исполнителем.

А теперь о самом главном! Система социальной защиты населения не сможет быть высокоэффективной без опоры на специалистов социальной службы, которые ежедневно решают сложные жизненные проблемы своих подопечных. В нашей сфере трудятся более 18 тысяч человек (18 057).

Сейчас в отрасли осуществляется работа по совершенствованию трудовых отношений и условий оплаты труда отдельных категорий работников учреждений, определенных Указами Президента РФ, осуществлен их перевод на эффективный контракт. На слайде вы видите результаты этой работы. Целевые значения средней заработной платы заданные показателями «дорожной картой» практически достигнуты.

В целом среднемесячная заработная плата работников по отрасли за 2015 год составила 16 709 руб. (рост к уровню 2013 года – 126,3%)

Уровень квалификации работников учреждений в регионе обеспечивается системой повышения квалификации работников и методического обеспечения деятельности учреждений. В 2015 году прошли обучение 3225 чел.

У нас в службе работают творческие люди, которые не останавливаются на достигнутом. Подтверждением этому стали результаты проведения 3-го конкурса методических проектов «SOCIODRIVE». 63 учреждения представили 96 работ. В 2015 году победителями конкурса проведено более 40 мастер-классов, около 50 запланировано к проведению в текущем году.

Одной из важных задач является формирование эффективной системы моральной мотивации труда через награждение и поощрение сотрудников. В 2015 году министерством оформлено 1 440 наград.

В 2015 году 1 сотруднику системы удостоен почетного звания «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации», 9 сотрудникам присвоено Почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Самарской области».

Наградами высших органов государственной власти Самарской области удостоены 136 человек, в том числе, почетным знаком Губернатора Самарской области «За заслуги в развитии ветеранского движения» награждены 4 человека. Среди награжденных Лидия Николаевна Катина.

Ведомственными наградами Российской Федерации отмечены 191 человек, в том числе, 2 сотрудника детских домов были отмечены Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации. Ведомственными наградами Самарской области награждены 1105 человек.

Уважаемые коллеги! В 2016 году перед нами стоят серьезные задачи, которые требуют высокого уровня компетенции ответственности и концентрации всех имеющихся ресурсов. И, конечно, нельзя забывать, что мы работаем с людьми, которые находятся в сложной жизненной ситуации, требующей доброжелательного отношения и решения имеющихся проблем. Это и есть главное в нашей работе!



[1] Законом Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения»

Постановление Правительства Самарской области от 24.04.2014 № 224[2]

Приложения:
Презентация к докладу
Решение коллегии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Уважаемый посетитель, хотим обратить Ваше внимание на следующие положения.

Отправляя с помощью данной формы комментарий, Вы подтверждаете свое согласие на передачу информации в электронной форме (в том числе персональных данных) по открытым каналам связи сети Интернет.

Комментарии, содержащие угрозы, оскорбления или ненормативную лексику, рассматриваться не будут.

Все комментарии проходят премодерацию. Это означает, что Ваш комментарий появится на сайте с небольшой задержкой.

Персональные данные, предоставленные Вами в комментарии, будут использованы исключительно в целях обработки и подготовки ответа на Ваше обращение в соответствии с политикой министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в отношении обработки персональных данных.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку. Нажмите на цветную фигуру, соответствующую форме фигуры в правом прямоугольнике.
Target Image