Доклад об осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания в Самарской области

 

Доклад об осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области за 2017 год

1.     Состояние нормативно-правового регулирования  в сфере социального обслуживания

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – министерство) является органом исполнительной власти Самарской области в сфере социального обслуживания.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ  «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) министерство осуществляет региональный государственный контроль  в сфере социального обслуживания (далее – региональный государственный контроль).

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона № 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правых актов Самарской области.

Региональный государственный контроль осуществляется  в соответствии со следующими нормативными правовыми актами, устанавливающими также обязательные требования  к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при оказании социальных услуг населению (далее – поставщики социальных услуг):

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ;

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

постановление  Правительства Российской Федерации  от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 489);

постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009  № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 940н от 24.11.2014 «Об утверждении правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»;

приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 886н  от 17.11.2014 «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)»;

Закон Самарской области от 31.12.2014 №136-ГД «Об утверждении Перечня социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг»;

 постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 864 «Об осуществлении регионального государственного контроля  в сфере социального обслуживания в Самарской области» (далее – постановление Правительства Самарской области № 864);

 постановление Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 «Об утверждении Положения о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области»;

постановление Правительства Самарской области от 04.05.2012 № 235 «Об утверждении Перечня контрольных (надзорных) функций органов исполнительной власти Самарской области»;

постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 863 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Самарской области и признании утратившими силу отдельных постановлений  Правительства Самарской области»;

постановление Правительства Самарской области от 24.12.2014 № 822 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Самарской области»;

постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 857     «Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем в организациях социального обслуживания, а также нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания  в Самарской области и внесении изменений в постановление правительства Самарской области от 12.07.2006 № 89 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности»;

постановление Правительства Самарской области от 29.12.2014 № 848 «Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области и внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 07.09.2011 № 447 «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области, и Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг»;

постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 865 «Об утверждении нормативов штатной численности в организациях социального обслуживания Самарской области»;

постановление Правительства Самарской области  от 28.08.2014 № 524 «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Самарской области»;

 приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 26.09.2016 г. № 468  «Об утверждении Административного регламента исполнения министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания в Самарской области» (далее – приказ министерства № 468);

приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 14.11.2014 № 611 «Об утверждении Порядка взимания платы за оказание социальных услуг»;

приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 14.11.2014 № 610 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг в организациях социального обслуживания».

Указанные нормативные правовые акты опубликованы в свободном доступе на официальном сайте министерства в сети Интернет в разделе «Государственный региональный контроль в сфере социального обслуживания».

2.     Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля

a) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля (надзора)

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области  № 864 региональный государственный контроль уполномочены осуществлять должностные лица следующих структурных подразделений министерства:

управление организации социального обслуживания департамента организации социального обслуживания‚ ресурсного обеспечения  и организации закупок;

 управление реализации государственной политики по социальной защите инвалидов департамента по делам инвалидов;

управление организации безбарьерной среды жизнедеятельности департамента по делам инвалидов;

управление организации опеки и попечительства департамента по вопросам семьи и детства;

управление по вопросам семейной политики и демографии департамента по вопросам семьи и детства.

Должностными лицами, уполномоченными на участие в осуществлении регионального государственного контроля, являются главные консультанты, консультанты и главные специалисты вышеуказанных структурных подразделений министерства.

б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

В целях реализации возложенной на министерство государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля утвержден Порядок (постановление Правительства Самарской области № 864), а также Административный регламент по ее исполнению (приказ министерства № 468).

Предметом регионального государственного контроля является соблюдение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание (далее – поставщики социальных услуг) в процессе своей деятельности требований к объему, качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания, установленных законодательством  в сфере социального обслуживания.

Государственная функция исполняется посредствам проведения плановых или внеплановых проверок в форме документарной или выездной проверки.

Должностные лица министерства, уполномоченные на проведение плановой и внеплановой проверки (далее – должностные лица),  выполняют следующие административные действия:

планирование и подготовка проведения проверок;

проведение проверки;

принятие мер по результатам проведения проверки при наличии в акте проверки фактов нарушений поставщиком социальных услуг требований к объему, качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания, установленным законодательством Российской Федерации и Самарской области в сфере социального обслуживания.

В рамках указанных административных процедур должностные лица министерства:

 формируют предложения в ежегодный план проведения проверок  и направляют  их в прокуратуру Самарской области;

формируют план проверок с  учетом совместных с другими заинтересованными органами проверками (после согласования прокуратурой) и после утверждения плана проверок министром,  доводят ежегодный план проверок до сведения заинтересованных лиц;

разрабатывают проект распоряжения министра о проведении проверки и уведомляют поставщика социальных услуг о проведении проверки;

согласовывают внеплановые проверки с прокуратурой Самарской области (за исключением случаев, установленных Федеральным законом  № 294-ФЗ)

проводят проверку (в том числе при документарной проверке – направляют мотивированный запрос поставщику социальных услуг с требованием предоставить иные необходимые для проведения проверки сведения);

оформляют результаты проверки (составляют акт проверки либо акт о невозможности проведения проверки; предписание об устранении выявленных нарушений; протокол об административном правонарушении;  

вносят информацию о результатах проверки в единый реестр проверок; размещают информацию о проведенных проверках на официальном сайте министерства).

Кроме того должностные лица выполняют следующие вспомогательные (обеспечительные) функции:

проведение информационно-разъяснительной работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

выявление подконтрольных субъектов (направление межведомственных запросов, анализ рынка социальных услуг);

учет подконтрольных организаций;

ведение документации по вопросам регионального государственного контроля.

в) наименования и реквизиты, регламентирующие порядок исполнения указанных функций

Постановление Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 «Об утверждении Положения о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области»;

постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 864 «Об осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания в Самарской области»;

приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 26.09.2016 г. № 468  «Об утверждении Административного регламента исполнения министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания в Самарской области».

г) информация о взаимодействии  министерства при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия

В соответствии с Федеральным законом № 294 и постановлением  Правительства Российской Федерации  № 489 министерство взаимодействует с прокуратурой Самарской области по вопросам согласования ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, при определении сроков проведения плановых проверок  министерство взаимодействует с иными органами государственного контроля (надзора), например, с Департаментом ветеринарии Самарской области, Государственной инспекцией труда Самарской области, Главным управлением МЧС России по Самарской области, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

д) сведения о выполнении функций по осуществлению регионального государственного контроля подведомственными организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль (надзор)

Подведомственные министерству организации не наделены государственной функцией по осуществлению регионального государственного контроля, кроме того, государственные учреждения социального обслуживания являются подконтрольными субъектами в данной сфере контроля.

е) сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

В 2017 году для проведения мероприятий по контролю эксперты и представители экспертных организации не привлекались.                              

3.     Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

а) сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения регионального государственного контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций)

 Расходы на выполнение контрольных мероприятий осуществляются  в пределах общих расходов на содержание соответствующих должностных лиц в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей.

б) данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

Штатная численность работников министерства, выполняющих функции по контролю составила 10 единиц.

в) сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Мероприятия по повышению квалификации сотрудников, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля, не проводились.  

г) данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

В отчетном периоде в проведении плановой проверки был задействован один сотрудник структурного подразделения министерства.

д) численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

Эксперты и экспертные организации к проведению проверки не привлекались.

4.     Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

а) сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), в том числе в динамике (по полугодиям);

Во втором полугодии  2017 года проведена одна плановая выездная проверка поставщика социальных услуг на предмет соблюдения требований к объему, качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания, установленных законодательством в сфере социального обслуживания.        

б) сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

Эксперты и экспертные организации к проведению проверки не привлекались.

в) сведения о случаях причинения поставщиками социальных услуг,  в отношении которых осуществлялся  региональный контроль государственный, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нарушений в  ходе проверки выявлено не было.

5. Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

а) сведения о принятых министерством мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям)

В целях обобщения практики осуществления регионального государственного контроля в четвертом квартале 2017 года проведены публичные обсуждения. На мероприятии были освещены  результаты правоприменительной практики контрольных функций министерства. Участие приняли 120 представителей поставщиков социальных услуг, в том числе негосударственного сектора, государственные служащие, выполняющие контрольные функции и иные заинтересованные лица.

б) сведения о способах проведения и масштабах методической работы с поставщиками социальных услуг, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

С целью разъяснения обязательных требований действующего законодательства в сфере социального обслуживания для поставщиков социальных услуг,  в течение 2017 года на базе министерства проведено                            4 обучающих  семинара и 1 семинар по вопросам ведения сайта поставщика социальных услуг. Кроме того, проводилось индивидуальное  консультирование при личном обращении, а также давались разъяснения по телефону и посредством электронной почты.

На официальном сайте министерства размещена информация по предъявляемым  требованиям к деятельности поставщиков социальных услуг в Самарской области (http://minsocdem.samregion.ru/publichnye-obsuzhdeniya), предусматривающая возможность пользователям оставлять вопросы, обращения, замечания и комментарии к информации для получения обратной связи.

в) сведения об оспаривании в суде поставщиками социальных услуг оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц министерства)

 В отчётном периоде основания и результат проверки в суде не оспаривались.

6. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Региональный государственный контроль в 2017 году проведен в отношении одной организации социального облуживания,  в 2015-2016 годах контрольные проверки не осуществлялись. 

Показатели

2017 г.

выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок); %

100

доля заявлений, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений); %

0

доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок); %

0

доля проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок); %

0

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории региона, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору); %

0,2 %

среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя; ед.

-

доля проведенных внеплановых проверок (в процентах общего количества проведенных проверок); %

0

доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок); %

0

доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок); %

0

доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок); %

0

доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения); %

0

доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях); %

0

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц); %

0

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц); %

 

0

количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба); ед.

0

доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений); %

0

отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов;%

0

средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц; тыс. рублей

0

доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований); %

0

7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля

а) выводы и предложения по результатам осуществления регионального государственного контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

В целях повышения эффективности осуществления регионального государственного контроля необходимо:

усилить осуществление государственного регионального контроля  в отношении поставщиков социальных услуг посредствам увеличения количества проводимых контрольных мероприятий;

продолжить работу по проведению профилактики нарушений обязательных требований, предъявляемых к  поставщикам социальных услуг при организации социального обслуживания (проведение обучающих семинаров, публичных обсуждений правоприменительной контрольной деятельности, индивидуальных консультаций и т.д.);

организовать учет подконтрольных субъектов регионального государственного;

создать в структуре министерства отдельный департамент регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания населения, должностных лиц которого наделить полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля.

Планируемые на текущий год показатели эффективности осуществления регионального государственного контроля:

выполнение утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг – 100 %;

доля исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания к общему числу – 100 %.

На 2018 год министерством запланировано проведение 6 плановых проверок.

б) предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля  в соответствующей сфере деятельности

В соответствии с планом нормотворческой деятельности министерства на 2018 год предусмотрено внесение изменений в порядки предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Самарской области, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 863 (в том числе в части пересмотра положений, устанавливающих обязательные требования  к  поставщикам социальных услуг).

в) иные предложения, связанные с осуществлением регионального государственного контроля, направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений  в предпринимательской деятельности

Обеспечить повышение уровня квалификации должностных лиц министерства, уполномоченных на участие в  проведении регионального государственного контроля.

 

Врио министра                   Ю.Антимонова